М.В.Логвиненко. Раскрытие информации о крупных акционерах
Газета «Экономика и жизнь», № 31, август 2001
Коммерческая тайна
В последнее время налоговые органы стали все чаще обращаться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, с требованием раскрывать информацию об акционерах–физических лицах. Обычно запрашивается информация о держателях самых крупных пакетов акций, их имени, месте жительства, количестве и типе ценных бумаг, которыми владеет такой акционер.
Данная информация содержит сведения, относящиеся к частной жизни, является коммерческой тайной и, как следствие, имеет конфиденциальный характер. Правовой режим ее хранения и предоставления устанавливается нормативно-правовыми актами.
Неправомерное раскрытие конфиденциальной информации о месте жительства физических лиц и имеющейся у них собственности может нарушить их права на частную жизнь, а также нанести серьезный материальный ущерб.
За подобные нарушения профессиональный участник РЦБ несет административную ответственность, а в случаях, установленных УК РФ, его работники могут быть привлечены к уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Поэтому возникает необходимость проанализировать нормы законодательства, регулирующие порядок раскрытия конфиденциальной информации регистратором по запросам государственных органов и ее объем.
Нормативное регулирование
Право на неприкосновенность частной жизни провозглашено ст.23 Конституции РФ. Федеральный закон от 25.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации) регулирует общественные отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации.
Информационное обеспечение рынка ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ), ст.30 которого относит определение порядка и процедур раскрытия информации к компетенции ФКЦБ России. Порядок предоставления информации специализированным регистратором по запросам государственных органов, в том числе и налоговых, установлен Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27 (далее — Положение).
Теперь обратимся к анализу порядка формирования, использования, распространения и предоставления информационных ресурсов специализированным регистратором.
Исходя из толкования ст.30 Закона о РЦБ, общедоступной не является информация, требующая привилегий для доступа к ней или не подлежащая раскрытию в соответствии с названным Законом. Информация из реестра не является общедоступной, так как п.7.9 Положения установлен перечень лиц, имеющих право на ее получение, что является обстоятельством, затрудняющим доступ к информации иным лицам.
В этой связи налоговым органам информация из реестра может быть предоставлена в специальном порядке, установленном п.7.9.3 Положения: запрос оформляется в письменной форме, подписывается должностным лицом налогового органа и скрепляется печатью. В запросе обязательно надлежит указать перечень запрашиваемой информации и основания ее получения.
Проблемы практики
?Но возникает вопрос: вправе и обязан ли регистратор оценивать юридическое значение основания получения запрашиваемой информации и должен ли он проверять соответствие этой информации основаниям ее получения?
Исходя из толкования норм Положения, регистратор при поступлении к нему запроса с соблюдением установленного порядка обязан предоставить налоговому органу запрашиваемую информацию в указанном объеме. Следовательно, регистратор не имеет права проверять и анализировать содержание запроса налогового органа, а обязан лишь руководствоваться им с целью сбора и предоставления запрашиваемой информации.
? В каких же целях в запросе нужно указывать основания ее истребования? Ответ видится в следующем.
Во-первых, необходимо помнить о том, что в соответствии со ст.137 НК РФ и ч.2 ст.20 Закона РФ от 24.06.93 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, а также действия сотрудников налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуры или суд.
Таким образом, основания и перечень запрашиваемой налоговыми органами информации служат доказательством или опровержением правомерности ее получения при обжаловании действий сотрудников налоговых органов.
Во-вторых, в случае необходимости получения налоговым органом информации из реестра владельцев именных ценных бумаг о ценных бумагах зарегистрированного (физического) лица в перечень запрашиваемой информации следует включать фамилию, имя, отчество этого физического лица. Соответственно, если запрос не содержит перечня информации, регистратор обязан отказать в ее предоставлении.
? В практике также встречаются случаи, когда налоговые органы требуют предоставить им весь реестр владельцев именных ценных бумаг в связи с возбужденным уголовным делом. Вопрос о его выдаче в этом случае является достаточно спорным. Дело в том, что согласно п.7.9.3 Положения судебные, правоохранительные и налоговые органы вправе получить от регистратора информацию из реестра, необходимую им для осуществления своей деятельности, в порядке и на основаниях, установленных Положением.
Под предоставлением информации из реестра понимается предоставление данных о конкретных зарегистрированных лицах с указанием их имени, а также количества, категории (типа) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг, операциях с ними.
Поскольку реестр — это список всех зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им ценных бумаг, его предоставление правоохранительным органам не входит в обязанности регистратора.
На основании сказанного выше можно сделать следующий вывод. В случае поступления регистратору письменного запроса налогового органа о выдаче реестра он обязан отказать в его выдаче по причине отсутствия у него соответствующих полномочий.
С другой стороны, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает такое средство изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, как производство выемки (ст.167 УПК РСФСР).
Формальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку. Выемка производится только по возбужденному уголовному делу принудительно или добровольно, и ее производство может быть обжаловано в соответствии с нормами гл.19 УПК РСФСР.
Таким образом, при поступлении к регистратору постановления следователя, органа дознания или прокурора с требованием выдать реестр владельцев именных ценных бумаг по возбужденному уголовному делу в порядке, установленном ст.167 УПК РСФСР, представляется что регистратор обязан его исполнить, несмотря на то что Положением этот вопрос урегулирован иначе.
Логвиненко М.В.,
Директор ЗАО «Корпоративный Консультант»