Логвиненко М.В. Правовые проблемы при выплате дивидендов в период действия моратория на банкротство
Газета «Экономика и жизнь» № 25 (9941) от 30.06.2022
Правительство России 28 марта 2022 года ввело на полгода мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Как это связано с правом на выплату дивидендов. Давайте разберемся.
Правительство РФ своим постановлением от 28.03.2022 № 497 (далее — Постановление) ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым, кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей на срок шесть месяцев с момента его официального опубликования (на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru это Постановление было опубликовано 01.04.2022).
После введения моратория на практике возник вопрос: распространяются ли, в каком объеме и на кого последствия введения моратория, указанные в подп.2 п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве?
В соответствии с подп.2 п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым — десятым п.1 ст.63 Закона о банкротстве.
В частности, не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (абз.9).
Здесь стоит обратить внимание на то, что ст.63 Закона о банкротстве содержит последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении должника. А значит, в определенном смысле на лиц, на которых распространяется действие моратория, частично распространяются последствия введения наблюдения в отношении конкретного лица. Для введения наблюдения арбитражный суд должен признать обоснованным заявление о банкротстве, то есть установить наличие признаков банкротства такого лица. При этом, определение суда о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения может быть обжаловано.
Правовые предпосылки введения арбитражным судом наблюдения установлены ст.ст.33, 48 Закона о банкротстве. Так, согласно п.2 ст.33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 000 руб., к должнику — гражданину — не менее чем 500 000 руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено законом.
Также в соответствии со ст.8 Закона о банкротстве должник самостоятельно вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения своего банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о его неплатежеспособности.
Случаи, когда должник обязан подать заявление о своем банкротстве в арбитражный суд, установлены ст.9 Закона о банкротстве.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закон предусматривает конкретные правовые основания для введения наблюдения. Введение моратория же основывается на Постановлении Правительства, Закона о несостоятельности и носит общий, неперсонифицированный характер.
Возникает вопрос, на кого распространяется действие моратория, и к каким правовым последствиям это приводит.
В отношении сферы действия моратория достаточно обратиться к п.1. Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497. В нем определено, что мораторий вводится в отношении юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей. Исключения установлены в п.2 вышеуказанного Постановления (застройщики многоквартирных домов и прочие). Таким образом, действие моратория распространяется на юридические лица и граждан, за исключением указанных в п.2 вышеуказанного Постановления.
Подобной позиции придерживается и Пленум Верховного суда РФ. В п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 г. № 44 «О некоторых вопросах применения положений ст.9.1 Федерального Закона от 26.10.2022 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Пленум), указано, что на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Из этого следует вывод, что действие моратория распространяется на всех юридических и физических лиц, независимо от наличия признаков неплатежеспособности за исключением, установленным в п.2 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497.
А что в отношении последствий? С этим сложнее.
В Постановлении Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 указан круг лиц, в отношении которых вводится мораторий, но ничего не сказано о правовых последствиях. Соответственно, для выявления круга лиц, на которых распространяются последствия введения моратория, и выявления конкретных последствий, распространяемых на конкретный круг лиц, необходимо анализировать иные нормативно-правовые акты.
П.3 ст.9.1 Закона о банкротстве начинается следующим образом: «на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется…». Таким образом, пункт ст.9.1 Закона о банкротстве распространяется на «должников».
Абз.третий ст.2 Закона о банкротстве под должником понимает следующую категорию лиц: «гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом».
Следовательно, понятие «должник» уже, чем понятие «все юридические и физические лица». К данной проблеме возможно подходить с двух сторон: либо налицо проблемы юридической техники, и тогда вышеуказанное начало п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве стоило бы читать как «на срок действия моратория в отношении лиц, на которых он распространяется…», либо же мораторий хоть и вводится в отношении лиц, указанных в постановлении Правительства, но последствия, указанные в п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве относятся только к должникам в терминологии, применяемой в Законе о банкротстве со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Пункт 4 Пленума разъясняет, что «предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли)». Поскольку Пленум упоминает о запрете на выплату дивидендов (указан в абз.девятом п.1 ст.63 Закона о банкротстве), можно сделать следующий вывод. Пленум придерживается позиции, что в начале п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве есть проблема юридической техники и под должником в данном пункте следует понимать лиц, на которых распространяется мораторий.
Подобная позиция имеет под собой обоснование. В ситуации отсутствия какого-либо моратория заинтересованное лицо может подать заявление о банкротстве должника при наличии для этого правовых предпосылок. Проверяет наличие оснований для возбуждения банкротного дела арбитражный суд. При наличии оснований для банкротства арбитражный суд, в числе прочего, может ввести процедуру наблюдения с наступлением последствий, указанных в п.1 ст.63 Закона о банкротстве.
В период действия моратория подача заявлений о банкротстве не допускается, что приводит, в свою очередь, к невозможности суда оценить наличие оснований для банкротства. На период действия моратория, таким образом, у суда отсутствуют возможности по оценке оснований для банкротства должника. Следовательно, у участников правоотношений нет правовых механизмов по разделению лиц на должников и иных лиц. Именно по этой причине подход Пленума Верховного суда представляется целесообразным.
Таким образом, складывается ситуация, при которой на любые лица, на которых распространяется действие моратория, распространяются и последствия введения моратория, указанные в п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве.
Однако, ситуация не столь однозначна. Здесь следует напомнить о целях, для которых может быть введен мораторий «для обеспечения стабильности экономики» (п.1 ст.9.1 Закона о банкротстве). Таким образом, цели законодателя благие. С целью избежать излишнего притеснения бизнеса законодатель абз.третьим п.1 ст.9.1 Закона о банкротстве представляет возможность любому лицу заявить об отказе от применения в отношении него «моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
Важное разъяснение о действии данной нормы во времени дано Пленумом. В абз.втором п.4 Пленума указано, что «…Отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория…». То есть, отказ от моратория по общему правилу обладает обратной силой.
Следовательно, выплата дивидендов юридическими лицами, вроде бы, формально не допускается законодательством в случае введения моратория на банкротство. Однако данное последствие при желании выплатить дивиденды легко устраняется подачей заявления об отказе от применения моратория. Такой отказ имеет обратную силу.
Логвиненко М.В.
Управляющий партнёр
ЗАО «Корпоративный Консультант»