М.В. Логвиненко. Ценные бумаги: будет ли легкой амнистия?

М.В. Логвиненко. Ценные бумаги: будет ли легкой амнистия?

М.В. Логвиненко. Ценные бумаги: будет ли легкой амнистия?

     c-lawyer  
    14.12.2003

Газета «Экономика и жизнь», № 49, декабрь 2003

26 ноября 2003 г. Совет Федерации одобрил принятый ранее Госдумой Закон «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее — Закон). Основная идея документа — обязанность юридических лиц, выпустивших акции до 25.04.96 без госрегистрации, осуществить государственную регистрацию выпусков акций и отчетов об итогах их выпуска.

Стремление государства урегулировать ситуацию с обращением и правовым статусом акций акционерных обществ, созданных до вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг», выпуски которых не прошли государственную регистрацию, можно только приветствовать.

Закон, в сущности, затрагивает вопросы правового положения акционерных обществ, созданных до 1996 г., устанавливает дополнительные основания для ликвидации юридических лиц, а именно – непредставление в течение одного года с момента вступления в силу Закона документов для государственной регистрации выпусков акций, определяет в общем виде порядок регистрации выпусков акций таких АО.

В России объективно существует проблема массового обращения акций, размещенных до вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг», которая до настоящего времени не решена. Закон предоставит так называемую амнистию по сделкам с указанными акциями, позволит акционерным обществам осуществить государственную регистрацию выпусков акций в соответствии с действующим законодательством.

Тем не менее, позитивный по своей сути Закон в случае его подписания Президентом традиционно породит больше вопросов, нежели даст ответов на них.

Главная, на наш взгляд, проблема – правовые последствия сделок с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию ни до, ни после вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Если обратиться к нормам Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (документ утратил силу в 1999 г.), то в его п. 6 предусматривалось, что к выпуску и обращению на территории РСФСР допускаются только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию.

Пунктом 8 Положения было установлено, что выпуск ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР, являлся незаконным и влек за собой изъятие их у владельцев, изъятие выручки от продажи этих ценных бумаг у эмитента и ее возвращение их владельцам, а также другие санкции, предусмотренные законодательством РСФСР.

Поэтому сделки с акциями, выпуск которых не прошел госрегистрацию, не соответствовали ни законодательству, действовавшему до вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг», ни самому Федеральному закону. При этом согласно ст. 48 ГК РСФСР 1964 г. сделка признавалась недействительной лишь в случае ее несоответствия требованиям закона (а не подзаконных актов), а в силу ст. 168 ГК РФ несоответствие сделки требованиям закона влечет ее ничтожность.

Таким образом, все сделки с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, считались противоречащими действовавшему на момент их совершения законодательству.

В этой связи положения п. 4 ст. 1 Закона противоречат как прежнему законодательству, так и нормам ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 19) и Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (п. 2.1.2).

В случае вступления Закона в силу возникнет противоречие между названными законами и встанет вопрос, какой из них имеет большую юридическую силу и соответственно положения какого не применяются.

Здесь же обозначим другой вопрос: может ли Закон признать недействительные сделки законными? Ответа на него у нас нет. Вполне вероятно, что он есть у разработчиков данного Закона.

Возвращаясь к п. 4 ст. 1 Закона, на наш взгляд, у владельцев акций возникнет проблема с подтверждением прав собственности на акции, чей выпуск не прошел госрегистрацию, с точки зрения и формально-юридической, и практической.

Большое число сделок заключалось с незначительными нарушениями законодательства, часть документов по сделкам купли-продажи акций утеряна. В связи с эти возникает вопрос: кого рассматривать в качестве реальных владельцев акций? К сожалению, и на него мы не можем дать однозначного ответа. Данная ситуация, скорее всего, вызовет осложнения в процессе применения Закона.

Столкнутся с проблемами и регистраторы. Многие акционерные общества, созданные до 1996 г. в системе ведения реестра акционеров допускают большое количество ошибок и неточностей, порой приводящих к тому, что определить реальных акционеров просто невозможно.

Закон же не устанавливает, какие документы и информация являются достаточными для признания тех или иных лиц надлежащими владельцами акций, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Отсюда другая проблема: каким образом при передаче системы ведения реестра акционеров регистратору определить реальный состав акционеров акционерного общества?

На практике регистраторы снимают с себя ответственность за данные системы ведения реестра акционеров до момента передачи системы соответствующему регистратору путем возложения обязанности на АО подготовить список акционеров на момент такой передачи.

Если применить данную практику к рассматриваемой ситуации, получится, что лицо, ответственное за ведение реестра акционеров АО, созданного до 1996 г., на момент передачи системы регистратору будет вправе по своему усмотрению сформировать список надлежащих акционеров.

Это повлечет за собой возможность изъятия акций у их добросовестных владельцев в результате ошибок правоприменения и отсутствия необходимых документов, подтверждающих права на акции. И как следствие, вызовет волну судебных разбирательств по вопросам удостоверения правомочий собственника в отношении акций, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Изложенные выше суждения свидетельствуют об актуальности и необходимости принципиального решения проблемы существования и обращения акций, размещенных до вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации.

По нашему мнению, Закон представляет собой достаточно поверхностный, не до конца проработанный документ. Видимо, разработчики надеются на активную разъяснительную и правоприменительную деятельность Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Основной проблемой станет доказывание владельцами своих прав на акции. И в этом смысле пассивность разработчиков Закона вызывает недоумение.

Также за рамками Закона остались вопросы деятельности регистраторов в связи с необходимостью принятия систем ведения реестров акционеров акционерного общества после того, как они осуществят госрегистрацию выпусков своих акций.

Вместе с тем есть и положительные моменты. Установив дополнительное основание для ликвидации юридического лица, государство сможет избавиться от еще одной категории «мертвых душ».

Принятие данного Закона будет означать окончательное прекращение совершения сделок с акциями, выпуски которых не прошли государственную регистрацию.

Такое развитие событий, безусловно, будет способствовать повышению эффективности контроля за соблюдением требований законодательства при совершении сделок с акциями и позволит эффективнее защищать права и законные интересы инвесторов.

Логвиненко М.В.,
Директор ЗАО «Корпоративный Консультант»

Услуги


Корпоративный Консультант 2002 - 2024